Суббота, 04.05.2024, 15:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 2.Апробация современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий в гимназии – залог успешного вузовского обучения

УДК 373.1

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ГИМНАЗИИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО

ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Н.Г.Агаркова, заместитель директора по НМР,

МБОУ Гимназия, г.Ливны

 

Последние основополагающие государственные документы, касающиеся развития образования, такие как национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования второго поколения,  статьи, исследования о современной школе подчеркивают идею её  дальнейшего развития и акцентируют внимание на том, что школа является важнейшим фактором развития личности. Школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества, поэтому  систему образования и школу необходимо постоянно совершенствовать. Это возможно осуществить посредством инноваций, которые подразумевают деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

МБОУ Гимназия города Ливны является инновационным образовательным учреждением, обучение в котором базируется на широком применении современных образовательных технологий. Педагогическая технология подразумевает такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. В профессиональной копилке  учителей гимназии  более полутора десятка современных образовательных технологий. ФГОС второго поколения ориентируют нас на развитие личности ученика, универсальных учебных действий. Наши педагоги не отказываются от традиционных методов обучения, обеспечивающих активную работу на уроке  каждого ученика,  выводящих их учебно-познавательную деятельность на уровень познавательной самостоятельности, строящих  отношения учителя и ученика как паритетные. Но школа XXI века уже немыслима без широкого применения современных - инновационных образовательных технологий. На ежегодном гимназическом Форуме  педагогических инноваций они успешно предъявляют результаты поиска, освоения и использованию новшеств педагогической науки и практики.  Учителя всех ступеней обучения и образовательных областей в своей профессиональной  деятельности используют ИКТ, тестовые технологии, уровневой дифференциации, личностно-ориентированные, развития критического мышления, интерактивные, здоровьесберегающие технологии, технологии деятельностного метода.

Остановлюсь на некоторых из них. Информационно - коммуникационные технологии  уже на первой ступени обучения применяются на уроках русского языка и литературы, математики и окружающего мира. Учителя начальной школы гимназии создали банки авторских презентаций по предметам, рационально-дозированно используют их на занятиях, обеспечивая высвобождение времени урока для закрепления материала и рефлексии, повышая мотивацию учащихся к изучению предмета. Подобные электронные сборники презентаций, электронные  учебники имеют и учителя математики, физики, иностранного языка, истории, обществознания, музыки, ОБЖ, работающие в среднем  и старшем звене. В гимназии практикуется сопровождение защиты докладов учеников, сообщений на уроках презентациями, созданными ими; решение тестовых заданий, выведенных на экран компьютера.  Для успешного внедрения ИКТ в гимназии создана соответствующая материально-техническая база: из 28 кабинетов – 24 мультимедийные, в распоряжении обучающихся находятся 63 компьютера.  В читальном зале БИЦ создана солидная медиатека, все компьютеры зала имеют выход в сеть Интернет.

В ходе введения ФГОС начального общего образования актуализировалось  применение технологии  деятельностного метода. В ее основе лежит принцип: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, вовлеки – и я пойму». Метод направлен на  организацию самостоятельной учебной деятельности, формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся. Ребенок учится планировать, анализировать свою деятельность, ставить цель и искать пути ее достижения, оценивать и контролировать себя. В результате самостоятельной деятельности ученик получает  свой творческий продукт. Общеизвестно, что и личность развивается только в процессе собственной деятельности.  Этот метод является базовым в работе учителей начальной школы гимназии,   широко используется на второй и третьей ступенях обучения. Он во многом способствует   становлению и развитию критического мышления, исследовательских навыков, которые необходимы не только в процессе  обучения, но и для  занятий проектной и исследовательской деятельностью. Этот вид деятельности позволяет выйти на метапредметные результаты, способствует социализации гимназистов, развитию коммуникативных компетенций. Проектно-исследовательская деятельность имеет сквозное направление, в нее вовлечены учащиеся всех ступеней обучения. Формы ее организации различны: внутри класса, в параллели, на образовательной ступени (защита  проектов учащихся начальных классов), в школе (Гимназический Форум проектной деятельности).  Гимназисты занимаются как учебным, так и социальным проектированием. В рамках первого направления  ими разработаны следующие проекты: творческие - «Увлечения моей семьи», «Вышивание крестом», «Изготовление вазы»; информационные - «Семь чудес России», «Примадонна комнатного растениеводства», «Пиротехника: «за» и «против»;  исследовательские – «Словарь мой друг и помощник», «Шумомер: определение влияния шума на здоровье человека». Проект ученика 11 класса Дмитриева Дмитрия «Биогаз как альтернативное топливо» отмечен Дипломом Орловского  государственного института экономики и торговли. Научная работа Куртыкина Дениса «А.И.Клушин – литератор допушкинской поры» стала обладателем Диплома  II степени межрегиональной дистанционной научно-практической конференции старшеклассников «Культурное наследие региона: вчера, сегодня, завтра».  Свою конкурентноспособность  исследовательские работы наших учеников  подтвердили в ходе их представления студенческой аудитории. Они предъявлялись студенческим  и профессорско - преподавательским коллективам Ливенского филиала Госуниверситета-УНПК,  ЕГУ им. И.А.Бунина, ВГУ и получили одобрительные отзывы слушателей, Дипломы и сертификаты.

В курс «Исследовательская деятельность учащихся» в одиннадцатом классе включен модуль «Планирование карьеры», ходе изучения которого выпускники  проектируют свое будущее, разрабатывая  темы «Как подготовиться к публичному выступлению», «Технология конфликта»,  «Как провести деловые переговоры», «Как составить свое резюме» и другие. Подобный вид деятельности развивает навыки самообразования, умения анализировать, систематизировать материал, коммуникабельность, толерантность. Социальным проектированием педагоги и обучающиеся гимназии занимаются с 2002 года. За это время мы дважды становились победителями Всероссийских конкурсов социальных проектов, неоднократно-региональных. Участие в проектах «Письма с фронта, «Великая отечественная война в истории моей семьи» позволило успешно решать задачи военно-патриотического воспитания. Работа в рамках проекта «101 вопрос по истории государственной символики» стала хорошей социальной практикой для гимназистов.

Деятельность педагогов гимназии и в рамках использования современных образовательных технологий направлена на мотивацию познавательной, творческой активности обучающихся, развитие их умений самостоятельно приобретать и применять знания. Выпускник гимназии должен уметь изучать, искать, думать, сотрудничать; быть готовым к постоянному саморазвитию и самообразованию, способным к осуществлению проектно-исследовательской деятельности; социально адаптированным,  коммуникабельным. Все эти качества помогут ему успешно реализовать свои профессиональные намерения на следующей ступени образования.

Категория: 2.Апробация современных образовательных технологий | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 1601 | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика