УДК 372.862
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА: ТРАДИЦИИ
И ИННОВАЦИИ
Е. В.Осит, преподаватель
дисциплины «Инженерная графика»,
ТИ Госуниверситет – УНПК, г.Орел
В 70-е годы XX века в образовательных программах
высших и средних технических учебных заведений предмет «Черчение» переименовали
в «Инженерную графику». Он вобрал в себя имена графических дисциплин:
начертательной геометрии — ядра теории графического отображения, черчения,
технического рисунка и пополнили список новой составляющей — компьютерной
графикой. Традиционные цели дисциплины — развитие пространственного мышления,
творческих способностей к анализу пространственных форм на основе их
графических отображений, приобретение знаний и умений инженерного
документирования, остаются актуальными и сегодня.
Развитие новых информационных технологий ставит перед
педагогической наукой задачу осмысления традиций и оценки инноваций при
выработке стратегии и тактики развития инженерного образования. Одной из
составляющих компетенции техника и инженера является владение языком инженерной
культуры — языком графики. Этот древнейший из языков мира является
международным языком общения; он точен, нагляден и лаконичен. Наглядное
представление информации в любой области человеческих знаний осуществляется
средствами графического языка.
Современные информационные технологии в виде автоматизированных
графических систем формирования чертежно-конструкторской документации позволяют
отказаться от традиционной техники создания проектной документации с помощью
циркуля и линейки. В структуре инженерной графики компьютерная графика
исполняет роль «электронного» кульмана. В
задачи данного раздела входило лишь обучение студента работе в среде выбранного
в данном учебном заведении графического редактора, как пользователя, без
какого-либо творческого преобразовательного подхода. Однако при этом возрастает
необходимость приобретения навыков "ручной” графики чтобы студент мог
эффективно общаться. Для того, чтобы
студент мог эффективно общаться с
компьютером в среде графического редактора необходимо, чтобы он владел рядом
графических условностей и упрощений, воспроизводящих технические объекты. Таких
как, условные изображения и обозначения графических элементов (резьбы,
сварки, шероховатости и др.), читал и владел основными правилами оформления
чертежей (линии, правила нанесения
размеров и др.),
Таким образом, сохраняя традиции как ценность, следует
признать, что на современном рубеже качественных изменений в методике и
технологии образования, именно инновации определяют отбор и сохранение
традиций.
Последние достижения
техники привносят значительные изменения в понимание роли и способов
использования информационных технологий.
Игровые приставки,
DVD-проигрыватели, плееры, мобильные телефоны, мгновенный обмен сообщениями, -
все это играет сегодня значительную роль в жизни учащихся. В результате
преподаватели стали осознавать, что для успешного вовлечения молодежи в учебный
процесс и для улучшения обучения необходимо использовать эти технологии в
учебном процессе.
Понятие "инновационная
деятельность" применительно к образовательной системе - это разработка
нового содержания и новых методов обучения. Активные методы обучения побуждают
студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения
вперед в овладении знаниями.
Принципиальное новшество,
вносимое компьютером в образовательный процесс - интерактивность, позволяющая
развивать активно - деятельностные формы обучения. Именно это новое качество
позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение интереса к изучаемой
дисциплине.
Итак, творческая
деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в
учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и
студентов, направленные на овладение знаниями, умениями и навыками.
В настоящее время
большинство учебных заведений стремится модернизировать систему образования на
основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые
сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения.
В настоящее время рынок профессиональных электронных образовательных ресурсов
широк и разнообразен.
Какие бы методы не
применялись для повышения эффективности профессионального образования важно
создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент заявит о себе
как субъект учебной деятельности.
В последние
годы важной составной частью деятельности средних специальных учебных заведений
стала исследовательская и инновационная работа. Научно-исследовательская
работа, проводимая в средних специальных учебных заведениях, повышает
интеллектуальный потенциал педагогов, способствует обновлению содержания
образования, развитию новых технологий организации образовательного процесса,
становлению учебно-исследовательской деятельности студентов, развитию их
личностных интересов, творческих способностей.
Формированию
информационно-технологических знаний и умений на уроках "Инженерной графике”
способствует использование в процессе обучения мультимедийных инструментальных
систем.
Мультимедийная технология дает
возможность одновременно зрительного и слухового восприятия материала,
значительно увеличивает скорость и качество усвоения материала, существенно
усиливает практическую направленность в целом и повышает качество образования.
Рассмотрим на примере урока
с использованием мультимедийной системы.
Тема урока: «Простые разрезы»
Объяснение нового материала.
Для повышения усвоения
нового материала и интереса к уроку, используется инновационный метод
преподавания мультимедийной системы. Студенты, работают в рабочих тетрадях,
слушая объяснение преподавателя.
Рассматривается чертеж
детали со сложной внутренней структурой.
Презентация к уроку
показана на рисунке 1.
Рис. 1. Презентация к уроку
«Простые разрезы»
ЛИТЕРАТУРА
1
Боголюбов,
С.К. Инженерная графика [Текст]: учебник для средних специальных учебных заведений / С.К.
Боголюбов. – 3-е изд., испр. и доп. -
М.: Машиностроение, 2006. – 392 с.: ил.
2
Ярошевич О.В.
Инновации в графической подготовке студентов на современном этапе / О.В.
Ярошевич // Образовательные технологии в преподавании графических дисциплин:
материалы II Республиканской научно - практ. конф., Брест, 18-19 мая 2007 г. – Брест, 2007. – С.
89-92.
3 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под редакцией Е.С. Полат, и
др. - М.: "Академия”, 2005. – 272 с. |