Суббота, 18.05.2024, 11:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 2.Апробация современных образовательных технологий

Инженерная графика: традиции и инновации

УДК  372.862

 

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

 

Е. В.Осит, преподаватель дисциплины «Инженерная графика»,

ТИ Госуниверситет – УНПК, г.Орел

 

В 70-е годы XX века в образовательных программах высших и средних технических учебных заведений предмет «Черчение» переименовали в «Инженерную графику». Он вобрал в себя имена графических дисциплин: начертательной геометрии — ядра теории графического отображения, черчения, технического рисунка и пополнили список новой составляющей — компьютерной графикой. Традиционные цели дисциплины — развитие пространственного мышления, творческих способностей к анализу пространственных форм на основе их графических отображений, приобретение знаний и умений инженерного документирования, остаются актуальными и сегодня.

Развитие новых информационных технологий ставит перед педагогической наукой задачу осмысления традиций и оценки инноваций при выработке стратегии и тактики развития инженерного образования. Одной из составляющих компетенции техника и инженера является владение языком инженерной культуры — языком графики. Этот древнейший из языков мира является международным языком общения; он точен, нагляден и лаконичен. Наглядное представление информации в любой области человеческих знаний осуществляется средствами графического языка.

Современные информационные технологии в виде автоматизированных графических систем формирования чертежно-конструкторской документации позволяют отказаться от традиционной техники создания проектной документации с помощью циркуля и линейки. В структуре инженерной графики компьютерная графика исполняет роль  «электронного» кульмана. В задачи данного раздела входило лишь обучение студента работе в среде выбранного в данном учебном заведении графического редактора, как пользователя, без какого-либо творческого преобразовательного подхода. Однако при этом возрастает необходимость приобретения навыков "ручной” графики чтобы студент мог эффективно общаться. Для того, чтобы студент мог эффективно общаться с компьютером в среде графического редактора необходимо, чтобы он владел рядом графических условностей и упрощений, воспроизводящих технические объекты. Таких как,  условные изображения и обозначения графических элементов (резьбы, сварки, шероховатости и др.), читал и владел основными правилами оформления чертежей (линии,  правила нанесения размеров и др.),

Таким образом, сохраняя традиции как ценность, следует признать, что на современном рубеже качественных изменений в методике и технологии образования, именно инновации определяют отбор и сохранение традиций.

Последние достижения техники привносят значительные изменения в понимание роли и способов использования информационных технологий.

Игровые приставки, DVD-проигрыватели, плееры, мобильные телефоны, мгновенный обмен сообщениями, - все это играет сегодня значительную роль в жизни учащихся. В результате преподаватели стали осознавать, что для успешного вовлечения молодежи в учебный процесс и для улучшения обучения необходимо использовать эти технологии в учебном процессе.

Понятие "инновационная деятельность" применительно к образовательной системе - это разработка нового содержания и новых методов обучения. Активные методы обучения побуждают студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс - интерактивность, позволяющая развивать активно - деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение интереса к изучаемой дисциплине.

Итак, творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели. Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение знаниями, умениями и навыками.

В настоящее время большинство учебных заведений стремится модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения. В настоящее время рынок профессиональных электронных образовательных ресурсов широк и разнообразен.

Какие бы методы не применялись для повышения эффективности профессионального образования важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент заявит о себе как субъект учебной деятельности.

В последние годы важной составной частью деятельности средних специальных учебных заведений стала исследовательская и инновационная работа. Научно-исследовательская работа, проводимая в средних специальных учебных заведениях, повышает интеллектуальный потенциал педагогов, способствует обновлению содержания образования, развитию новых технологий организации образовательного процесса, становлению учебно-исследовательской деятельности студентов, развитию их личностных интересов, творческих способностей.

Формированию информационно-технологических знаний и умений на уроках "Инженерной графике” способствует использование в процессе обучения мультимедийных инструментальных систем.

Мультимедийная технология дает возможность одновременно зрительного и слухового восприятия материала, значительно увеличивает скорость и качество усвоения материала, существенно усиливает практическую направленность в целом и повышает качество образования.

Рассмотрим на примере урока с использованием мультимедийной системы.

Тема урока: «Простые разрезы»

 Объяснение нового материала.

Для повышения усвоения нового материала и интереса к уроку, используется инновационный метод преподавания мультимедийной системы. Студенты, работают в рабочих тетрадях, слушая объяснение преподавателя.

Рассматривается чертеж детали со сложной внутренней структурой.

Презентация к уроку показана на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Презентация к уроку «Простые разрезы»


 

ЛИТЕРАТУРА

1        Боголюбов, С.К. Инженерная графика [Текст]: учебник для средних     специальных учебных заведений / С.К. Боголюбов. – 3-е изд., испр. и  доп. - М.: Машиностроение, 2006. – 392 с.: ил.

2        Ярошевич О.В. Инновации в графической подготовке студентов на современном этапе / О.В. Ярошевич // Образовательные технологии в преподавании графических дисциплин: материалы II Республиканской научно - практ. конф., Брест, 18-19 мая 2007 г. – Брест, 2007. – С. 89-92.

     3 Новые педагогические и информационные технологии в системе        образования/ под редакцией Е.С. Полат, и др. - М.: "Академия”, 2005. – 272 с.

Категория: 2.Апробация современных образовательных технологий | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 3834 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика