Суббота, 18.05.2024, 10:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 2.Апробация современных образовательных технологий

Информационные технологии реализации метода проектов

УДК 371.261

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ

МЕТОДА ПРОЕКТОВ

 

И.В. Рудоманенко,

Карачевский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Карачев,


 

Современные требования к образовательному процессу в высшей школе заставляют говорить о профессиональной компетентности будущих специалистов. Это связано с тем, что постиндустриальному типу экономии требуется большое количество лиц, работающих с пакетами современных технологий в постоянно меняющемся мире. Отсюда результаты профессионального образования должны отражать способность специалиста самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Ценность проектной деятельности заключается в том, что она ориентирует на создание образовательного продукта, а не просто изучение определенной дисциплины. Студенты индивидуально и по группам за определенное время должны выполнить познавательную, исследовательскую, технологическую работу на заданную тему. Их задача - получить новый продукт, решить научную и технологическую проблему.[2]

В последние годы метод проектов вновь возродился в российской системе образования, но уже в новом качестве, приоритетными умениями для специалистов становятся умения работать с информацией, причем на разных носителях. Обращение к методу проектов в наше время связано, прежде всего, с тем, что он дает возможность рассматривать проблему в ее развитии, используя при этом новейшие педагогические технологии.

Метод проектов – по мнению Г.К. Селевко – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. [3, с 100]

Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими студентами потому, что им интересно найти пути ее полного или частичного решения. Тематика проектов определяется как практической значимостью, так и доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Проектный метод в образовании - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств как преподавателя, так и студентов.

Метод проектов в современной его трактовке всегда предполагает наличие проблемы, субъективно либо социально, профессионально значимой для студента. Студент должен осознать, как он может применить полученные знания для решения какой-либо значимой проблемы, и аргументировать свое решение. Он должен изучить разные точки зрения, разные подходы к решению проблемы, т.е. целенаправленно работать с информацией. Вместе с тем в процессе практической и теоретической деятельности, в процессе самостоятельных наблюдений, экспериментальной, лабораторной работы он приобретает собственное знание, «конструирует» его. Это знание становится его знанием, а не абстрактной научной мыслью. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Метод проектов в системе образования используется для того, чтобы:

- научить студентов самостоятельному критическому мышлению, умению работать с информацией;

- научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

- научить принимать самостоятельные аргументированные решения;

- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Как видим, перечисленные интеллектуальные и социально значимые умения относятся к группам компетенций, по классификации И.А. Зимней, к профессиональной деятельности человека и к взаимодействию человека и социальной сферы [1, с 45].

Метод проектов в силу своей комплексности, проблемной направленности, ориентации в большинстве случаев на совместную групповую работу как нельзя лучше способен решать столь сложные и вместе с тем столь необходимые дидактические задачи. Ведь замечено, что хорошо «вписываются» в общий ритм работы те выпускники вузов, которые, начиная с младших курсов, работали в этой же отрасли или проходили производственную практику в течение достаточно длительного времени. Участники должны на конкретных примерах работы над проектом учиться работать в команде, поочередно выполняя то роль лидера, отвечающего за успех всего проекта, распределение заданий в группе, принятие окончательных согласованных решений, то роль исполнителей, умеющих слушать и слышать своих партнеров по команде, рассматривать альтернативные точки зрения, выполнять порученные им задания. Конечно, любому специалисту необходимо владеть умениями работы с информацией в своей профессиональной сфере: найти нужную информацию в рамках поставленной задачи, сопоставить представленные в ней данные с ранее изученными, сделать аргументированные выводы, обобщения, оценить ее, применить полученные знания для разработки проблемы, оформляя ее или в виде чертежей, или в виде уже конкретного изделия, или предложения для разработки, или научного отчета, уметь доходчиво и убедительно представить свои аргументы и результаты своей деятельности. Очень важно иметь в виду и тот факт, что в проектной деятельности, как правило, для решения проблемы приходится интегрировать знания из разных областей. Это весьма ценная компетентность, которая необходима любому будущему специалисту.

Особую значимость приобретает метод проектов при подготовке специалистов, формировании у них социально и профессионально значимых компетентностей. Не секрет, что после окончания вуза или среднего профессионального учреждения специалисту требуется определенный период на адаптацию. Он не способен сразу включиться в решение сложных производственных задач, принимать ответственные решения, подчас испытывает заметные затруднения в организации людей на решение той или иной задачи, не умеет оптимально спланировать деятельность коллектива, да и свою собственную. Он не в состоянии охватить мысленно всю проблему целиком, предугадать возможные последствия того или иного способа ее решения, не говоря уже о том, что ему не хватает элементарного опыта рассмотрения альтернативных точек зрения. Другими словами, он не владеет системным и критическим мышлением. Все это компетентности, которые входят в понятие социальной и профессиональной подготовки специалиста, особенно в условиях рыночной экономики, когда от принятия решения специалиста зависит успех предприятия и конкурентоспособность производимой продукции. В условиях жесткой конкуренции нет времени на социально-профессиональную адаптацию специалиста. Он должен активно и конструктивно включаться в общий процесс разработки и выпуска продукции. Начинать формирование необходимых компетенций необходимо уже в школе. Однако в вузе и в средних специальных образовательных учреждениях эта задача приобретает особую актуальность еще и в связи с инертностью вузовской дидактики.

Помимо профессиональных компетентностей, метод проектов позволяет параллельно формировать необходимые социальные компетентности, связанные с культурой общения в команде, организацией совместной деятельности по проекту, требующей подчас выхода за пределы своего узкого социума.

Практические возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с появлением и интенсивным развитием сетевых информационно-коммуникационных технологий.

Требованиями к использованию метода проектов в учебном процессе, предусматривающем применение информационных компьютерных технологий (ИКТ) являются:

1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

2) практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов;

3) самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность учащегося;

4) определение знаний из разных областей, необходимых для работы над проектом;

5) структурирование содержательной части проекта;

6) использование исследовательских методов;

7) определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;

8) выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

9) анализ полученных данных;

10) оформление конечных результатов;

11) подведение итогов, выводы, творческие отчёты и т.д.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия.

Выполнение проектного задания способствует:

1) формированию системы базовых знаний и навыков и дальнейшему их пополнению и развитию;

2) выработке устойчивой мотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний, необходимых в работе над проектом;

3) активизации познавательной деятельности учащихся, особенно при выполнении ими проектно-компьютерных исследований;

4) развитию творческих способностей, позволяющих реализовывать проектную задачу в соответствии с собственным видением;

5) воспитанию инициативности в получении новых знаний и самостоятельности в расширении сфер их применения.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе этой деятельности целесообразно использование средств ИКТ. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Действительно, в процессе реализации метода проектов в образовательном процессе могут проявляться такие дополнительные преимущества и особенности учебной деятельности, как:

1) работа учащихся в группах с сетевыми партнерами;

2) усвоение общекультурных знаний, формирование мировоззрения школьников на основе мультимедиа-информации, получаемой ими по телекоммуникационным каналам;

3) использование новейших средств ИКТ;

4) развитие коммуникативной письменной речи учащихся.

Кроме того, использование подобных педагогических технологий способствует организации совместной работы нескольких преподавателей, объединению аудиторных и внеаудиторных форм работы, изменению содержания образования, связанному с качественно новым доступом учащихся к мировым информационным ресурсам, использованию средств ИКТ в качестве инструмента практически во всех учебных дисциплинах.

Существующий опыт применения подобных методов в высшем профессиональном образовании свидетельствует о наличии новых форм организации учебного процесса, попытках интеграции мультимедиа-материала, представленного в телекоммуникационных сетях, с существующим материалом многих дисциплин, высокой педагогической эффективности создания средств ИКТ в результате коллективной образовательной деятельности.

Задача преподавателя, использующего метод проектов, – подобрать нужные ресурсы и обратить на них внимание учащихся. Основные отличия этого метода от стандартных методов программированного обучения и метода работы с литературой состоят в следующем:

1) используемые обучающие электронные издания находятся на различных серверах в сети Интернет;

2) количество информационных ресурсов и связей между ними может быть практически неограниченным;

3) система подачи информации с помощью гипертекста позволяет обучаемому находить собственную траекторию прохождения учебного материала, углублять и расширять знания по своему желанию и возможностям;

4) гипермедиа-технологии сети Интернет, позволяют при необходимости встраивать в учебный материал иллюстрации, анимацию, видеоролики, озвучивать информацию.

Основная цель использования информационных ресурсов при реализации метода проектов – закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации учащегося в огромном количестве самой разнообразной информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Зимняя И.А. Педагогическая психология. [Текст] /И.А. Зимняя. – М.: Академия, 2004. – 384 с.

2.     Сатарова Л.А. Проектная деятельность как способ развития профессиональных компетенций в высшей школе. Межрегиональная научно-практическая конференция (заочная) "Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения. Достижения, проблемы, перспективы". Москва 2009 http://www.conf.muh.ru/090301/thesis_satarova.htm.

3.     Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. [Текст] /Г.К. Селевко – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

Категория: 2.Апробация современных образовательных технологий | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 3341 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика