Суббота, 04.05.2024, 13:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 2.Апробация современных образовательных технологий

Информационно-коммуникационные технологии как способ оптимизации образовательного процесса

УДК 371.315

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

И.В. Гревцева,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны

 

Современное российское образование вступило в стадию качественной модернизации. В этой связи становится все более насущной необходимость мобилизация сил государства и всего общества для выработки эффективных стратегий и тактик в области новых образовательных технологий.

Я.А. Коменский почти 400 лет назад призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех.

Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с обучающимися и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Длительное время считалось, что достаточно найти какие-то приёмы или методы – и желаемая цель будет достигнута. Постепенно педагогическая практика накопила много средств, методов и форм обучения и воспитания, но результаты их применения были не всегда однозначны.

Очевидно, что оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств, является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания. Этому и призвана помочь технологизация педагогического процесса.

Технологизация - совокупность действий для достижения какого-либо результата [3].

Технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы и поэтому  обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результатов деятельности предварительно поставленным целям.

Образовательная технология – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса

В настоящее время распространение новых технологий, их массовизация, появление и прогрессирующее развитие сети Интернет как качественно новой коммуникационной сети и системы общего доступа, дают новые, невиданные человечеством ранее, шансы для расширения общественного пространства знания. Общение с компьютером становится таким же цивилизационным достижением, как умение читать и писать. Новые требования на рынке труда, такие, как совместная проектная работа на расстоянии или моментальный поиск информации, невозможно осуществить без компьютера.

Развитие современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) создало новые условия для возникновения информационного общества. Более того, формирующееся глобальное информационное общество обретет свой смысл только в том случае, если станет инструментом для достижения более возвышенной и желанной цели - создания в глобальном масштабе общества знания, которое стало бы источником развития для всех и, в первую очередь, для не имеющих в силу тех или иных причин получать стационарно  образование высокого уровня [4].

Развитие современной системы образования в России и других странах обусловливается влиянием и внедрением ИКТ во все сферы деятельности учебных заведений и во многом обязано появлению свободного доступа к средствам интернет-технологий. В настоящее время во всем мире на первый план в образовании выходит применение технологий электронного обучения (e-Learning). Термин «электронное обучение» появился в России сравнительно недавно. Он интегрирует ряд инноваций в сфере применений современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, таких как компьютерные технологии обучения, интерактивные мультимедиа, обучение на основе веб-технологий, он-лайн обучение, кейсовая технология и т.п. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет повысить уровень квалификации современного преподавателя, способствует мобилизации самостоятельности студента и улучшает его профессиональную подготовку.

Электронное обучение стало достойной альтернативой традиционному и в отдельных сферах, прежде всего в корпоративной и государственной, ему будут отдавать явное предпочтение, поскольку это единственный способ быстporo обучения при минимальных затратах,

Сегодня, когда электронное обучение в нашей стране начинает набирать  силу и обретать официальный статус, все чаще поднимаются вопросы о его возможностях, специфике и, в конечном счете, качестве. Поскольку одной из базовых технологий электронного обучения является интернет-технология, качество программных средств, используемых для сопровождения и управления учебным процессом в электронном обучения становится одной из ключевых задач при обеспечении качества образования. Ведь именно программное обеспечение несет основную нагрузку по доставке учебной информации и организации взаимодействия всех участников учебного процесса в системе электронного обучения, При этом существуют проблемы, связанные с информационной безопасностью, а именно: раскрытие конфиденциальной информации; компрометация информации; несанкционированное использование ресурсов локальных вычислительных систем и т.д.

Вместе с тем, исследования, посвященные определения эффективности использования информационных и коммуникационных технологий, свидетельствуют о том, что гарантом успешности внедрения ИКТ в учебный процесс является в первую очередь преподаватель. Потенциал новых технологий остается пока недостаточно реализованным, поскольку лишь небольшая часть преподавателей использует компьютер и другие средства информации и связи в полном объеме. Качество разработанных электронных учебно-методических материалов также во многом зависит от профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава [2].

Основу качества знаний в системе электронного обучения определяют три основных компонента: качество учебно-методических материалов (обучающий контент); профессиональная компетентность преподавателей; качество информационной насыщенности и материально-технической оснащенности образовательной среды, включающей необходимый спектр предоставляемый образовательных услуг [3].

При этом необходимо помнить и о студентах, у которых, как показывают результаты внедрения электронного обучения во многих ведущих российских вузах, отсутствует осознание необходимости самостоятельного изучения предложенного материала, а также умение планирования своей деятельности. Что касается психологического аспекта оценивания знаний обучающихся, то электронные технологии обучения предоставляют возможность снизить роль стрессоров в процессе сдачи студентами зачетов и экзаменов, а также повысить уровень психологического комфорта на занятиях. Снижение тревожности при прохождении студентами аттестации, отсутствие страха перед наказанием и получением неудовлетворительной оценки, позволяет повысить мотивацию к учебе и инициативность студентов. Меняя  традиционную систему обучения  в высшей школе, нельзя забывать и о средней школе, которая должна активнее внедрять электронное обучение. Обучение в единой системе позволит обучающемуся более эффективно реализовывать свои образовательные  потребности.

Применение информационно-коммуникационных технологий в вузе позволяет повысить уровень обучения и улучшить качество предоставляемых в вузе образовательных услуг, а также обеспечивает большую гибкость в реализации образовательных целей вуза.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.

2. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. - М.: Академия, 2010.

3. Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. - М.: Дашков и Ко, 2009.

4. Информационные технологии / Под редакцией В. В. Трофимова. - М: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

a
Категория: 2.Апробация современных образовательных технологий | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 4162 | Рейтинг: 3.8/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика