Суббота, 18.05.2024, 15:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 2.Апробация современных образовательных технологий

Формирование общекультурных компетенций на основе проектной деятельности

УДК 372.881.1

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

О.А. Бородина зав. кафедрой гуманитарных дисциплин,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны


 

Социально-экономические преобразования в российском обществе, активизация международных связей, превращение индустриального общества  в информационное, развитие национального самосознания отдельных социальных групп и целых народов, изменение роли людей в системе производственных и общественных отношений повышают потребность общества в высококультурном мобильном специалисте. В таких условиях происходит смена приоритетов, появляется новый идеал студента, обладающего общекультурными компетенциями. Именно общекультурные компетенции определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с окружающим миром, формируют одно из главных качеств, которое должен приобрести обучающийся - способность самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем.

Компетенции, в том числе общекультурные - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, их  перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Перечень общекультурных компетенций (ОК) основывается на главных целях образования, структурном представлении социального опыта, а также основных видах деятельности студента, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В методической литературе определены следующие группы общекультурных компетенций: ценностно-смысловые; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.

Для формирования общекультурных компетенций успешнее всего, на наш взгляд, применение проектной деятельности. Она широко применяется в современном образовательном процессе и дает хорошие результаты.  Проектная деятельность строится на следующих принципах: коллективная деятельность; самостоятельность; творчество; аутентичность учебных материалов. 

Проектирование начинается с выбора проблемы, с целеполагания.    Важно заинтересовать студента целью проекта, тем самым обеспечить его плодотворную самостоятельную деятельность по поиску решения поставленной задачи. Перед началом работы определяется структура проекта. Она может иметь несколько стадий:

1. Анализ, формулирование замысла, цели проекта: формулирование идеи проекта, конкретизация проблемы, выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод проблемы в серию задач. На данном этапе работы над проектом возможно формирование таких общекультурных компетенций, как: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

2. Реализация проекта: планирование этапов выполнения проекта, обсуждение возможных средств решения задач, собственно реализация проекта. В процессе работы над проектом у студента формируются и развиваются такие ОК, как: способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознание опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдение основные требования информационной безопасности; работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность. Если в процессе сбора информации требуется изучить иноязычные источники, то студенты углубляют знания по иностранному языку.

3. Подготовка итогового продукта: подготовка оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческих отчетов и т.д.), сбор, систематизация и анализ полученных результатов, подведение итогов (формирование способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь).

4. Рефлексия: обсуждение проекта, выводы, выдвижение новых проблем исследования, оценка достигнутого результата. Формирование общекультурных компетенций входит в стадию оценки и рефлексии, когда о степени их сформированности у различных студентов уже можно судить, делать определённые выводы и корректировать результаты. Важной частью любого проекта, да и вообще любой учебной деятельности должна быть активная рефлексия студентов после создания готового продукта обучения. Она позволяет студентам продуктивно продвигаться по образовательной траектории, исправляя ошибки, выбирая направление дальнейшей деятельности. Рефлексия способствует формированию личностных и метапредметных результатов обучения.

Чаще всего  тема проекта задается преподавателем. Здесь проектирование может развиваться по разным траекториям:

1. Предложенная преподавателем проектная идея становится темой работы. При этом креативная составляющая здесь играет очень важную роль, т.к. позволяет студенту самому искать и анализировать различную информацию, делать выводы и искать пути решения.

2. Проектирование идёт от результата. Творческий аспект в нём наименьший, но такой вид проектирования важен, т.к. студенты учатся организовывать свою деятельность в соответствии с внешними условиями и требованиями (развитие творческого начала, самостоятельности).

В процессе организации учебно-познавательной деятельности студентов на основе проектной деятельности, можно применять разные  виды проектов.  По доминирующим в проекте методу или виду деятельности -  исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.д., что увеличивает долю интерактивных форм проведения занятий.

В зависимости от предметно-содержательной области можно назвать монопроект (в рамках одной области знаний) и межпредметный проект.

По характеру координации проекта выделяют проекты с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта). Причем проекты со скрытой координацией больше способствуют формированию самостоятельности студентов, ответственности.

Учитывая характер контактов, в методической литературе можно встретить проекты среди участников одного учебного заведения, одной группы, города, региона, одной страны, разных стран мира, внутренний или региональный, международный. При этом развиваются коммуникативные компетенции студентов,  формируется толетантность к представителям других культур и национальностей.

По количеству участников проекта выделяют проекты личностные, парные, групповые. Работая в группах, студенты формируют коммуникативные компетенции, необходимые в современном мире. Проектная деятельность опирается на принцип коллективной деятельности. Принцип коллективной деятельности опирается на то, что правильно организованная деятельность (с учетом знаний о функционировании группы, об условиях повышения ее эффективности, факторов, которые должны быть учтены в процессе формирования групп) представляется благоприятной для возможности научиться сотрудничеству; развития коммуникативных, лидерских способностей; повышения мотивации к изучению иностранного языка как средства общения; подготовка к самостоятельной жизни в сообществе людей; преодоление трудностей общения и повышения уровня подготовленности группы. Работа в группе способствует формированию такой общекультурных компетенций, как: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.  Индивидуальные проекты в свою очередь способствуют формированию  навыков самостоятельной работы, когда и замысел и его выполнение полностью зависят от творчества студента. 

Проектная деятельность в учебном процессе позволяет сделать обучение максимально эффективным, т.к. подразумевает самостоятельную творческую деятельность учащихся. В процессе проектной деятельности создаются условия для формирования общекультурных компетенций, определённых потребностями развития современного общества. Перечень общекультурных компетенций корректируется в зависимости от специальности, но универсальность проектной деятельности позволяет подготовить студентов к любым реалиям трудовой и социальной жизни в современном обществе.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Игнатьева, Е.А. Общекультурные компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в высшей школе / Е.А.  Игнатьева // Режим доступа http://www.jurnal.org/articles/2011/ped17.html

2. Леонова,  Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза / Е.В.  Леонова // Высшее образование в России. № 2 2010, С. 124-131.

3. Моисеева, О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе / О.М.  Моисеева // Дисс. канд. пед. наук, МГПУ, М., 1994, С. 156.

4.Нехорошева, А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В.  Нехорошева // Иностранные языки в школе. – 2002. - №  1. – С. 18- 22.

5. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. - №  2. – С. 3- 10.

 

 

 

Категория: 2.Апробация современных образовательных технологий | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 4863 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика