Суббота, 18.05.2024, 16:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 2.Апробация современных образовательных технологий

Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя

УДК 371

 

ДИДАКТИКА И КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

А.Л. Миронова, ст. преподаватель, С.В. Киселева, ст. преподаватель,  

Ливенский филиал Госуниверситета УНПК, г.Ливны,


 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Они обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Новая структура государственного образовательного стандарта. включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Сегодня, когда требования к качеству работы преподавателей все время возрастают, а уровень их методической подготовленности зачастую не отвечает современным требованиям образовательного процесса, то возникает необходимость разрешать подобные противоречия с помощью научно-обоснованной организации подхода к преподаванию технических дисциплин, которая представляет собой целенаправленный и многофакторный педагогический процесс развития личностных качеств, поведения, ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, наиболее адекватно обеспечивающих согласование индивидуальности и условий деятельности. Достижение положительного результата возможно на основе оптимизации содержания методической подготовки преподавателя (средств и способов ее организации, разработкой и внедрением в образовательный процесс современных технологий обучения, информационной продукции учебного назначения).

Одним из методов и средств достижения поставленной цели является применение современных мультимедийных и Интернет технологий.

При изучении мультимедиа технологий и использовании разработанных мультимедийных средств обучения внимание студентов будет напрямую зависеть от умения преподавателя организовать занятие. Для правильной организации использования мультимедийной информации на занятии преподавателю требуется:

·                     установить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному;

·                     поставить конкретные задачи;

·                     определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения;

·                     ориентироваться на осмысленность и содержательность деятельности студентов;

·                     стремиться к активизации мыслительной деятельности студентов.

Повышения организации внимания и восприятия при работе с мультимедийной информацией можно достичь благодаря использованию фактора новизны и возможности личной интерпретации, которая привлечет внимание студентов и создаст соответствующую эмоциональную насыщенность занятия.

         Работа на занятиях должна соответствовать индивидуальным возможностям студента, предусматривать наличие обратной связи. В качестве примера использования так называемой обратной связи для оценки уровня подготовки студентов могут использоваться системы проверки знаний, предусмотренных в мультимедийном средстве обучения. Вместе с тем, потребность в обратной связи определяется степенью трудности изучаемой информации.

         Преподавателям при работе следует учитывать индивидуальные характеристики восприятия, такие как быстрота, точность, безошибочность и их соотношение у конкретного студента. Эти особенности восприятия информации человеком формируются в процессе деятельности под влиянием целенаправленного воспитания и обучения.

         Следует помнить, что, несмотря на использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, мультимедийных средств обучения для процесса восприятия информации большое значение имеет живая речь преподавателя, которую невозможно заменить другими средствами и технологиями. Чтобы достичь эффективности восприятия преподаватель должен употреблять слова, соответствующие той модели процесса, которая имеется у студента на момент обучения.

         Для более полного раскрытия методики проведения занятий с использованием модели мультимедийных информационных ресурсов необходимо рассматривать такую методику в строгом соответствии с целями, задачами, содержанием и организационными формами обучения, учитывая позицию ведущего по организации учебной деятельности и ожидаемые результаты обучения мультимедиа технологиям. Очевидно, что такой подход будет более полно соответствовать понятию методической системы и специфике входящих в нее компонентов.

         Обучение с использованием мультимедийных ресурсов и мультимедийных сайтов Интернет должно осуществляться поэтапно. Выделяется три основных последовательных методических приема изучения информационного наполнения мультимедийных ресурсов:

         Первый прием - метод случайных проб при работе с информационными мультимедийными ресурсами;

         Второй прием - метод целенаправленных проб при работе с информационными мультимедийными ресурсами;

         Третий прием - полноценное пользовательское оперирование с информационными мультимедийными ресурсами.

         Поэтапное выполнение всех трех приемов приводит в конечном итоге к повышению уровня компетентности при использовании данных ресурсов в конкретной производственной деятельности.

Современные мультимедийные средства должны быть внедрены в учебный процесс только после выполнения определенных требований. Если за счет внедрения подобного средства время обучения (или объем изучаемого материала) удается сократить (увеличить) без потери качества на 30%, такое внедрение считается обоснованным. Если аналогичный показатель не превышает 10%, то рассматриваемое мультимедийное средство обучения не заслуживает внимания, с точки зрения его использования для повышения эффективности образования.

         Содержание и оформление мультимедийного средства обучения должны обеспечить повышение уровня мотивации обучения и поддержание высокой степени работоспособности обучаемого за счет грамотной организации диалога и дружественного интерфейса.

МСО должны отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия. Дидактические требования соответствуют специфическим закономерностям обучения и, соответственно, дидактическим принципам обучения. Далее рассмотрены традиционные дидактические требования к МСО, относимые к числу требований первой группы.

         1. Требование научности обучения с использованием МСО означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, предоставляемого МСО с учетом последних научных достижений. Процесс усвоения учебного материала с помощью МСО должен строиться в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа.

         2. Требование доступности обучения, осуществляемого посредством МСО, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.

         3. Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью МСО может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.

         4. Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требование обеспечения наглядности в случае МСО реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности, позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.

         5. Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение средствами МСО самостоятельных действий студентов по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для обучающегося является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность.

         6. Требование систематичности и последовательности обучения при использовании МСО означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни. Для этого необходимо:

·                     предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;

·                     учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;

·                     учитывать межпредметные связи изучаемого материала;

·                     тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся;

·                     строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;

·                     обеспечивать связь информации, предъявляемой МСО, с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом обучающегося, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

7. Требование прочности усвоения знаний при использовании МСО: для прочного усвоения учебного материала наибольшее значение имеют глубокое осмысление этого материала, его рассредоточенное запоминание.

         8. Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения в МСО.

Средства информационных технологий в образовании должны формировать определенную систему, которая предполагает: понимание сущности учения и обучения; роли преподавателя и учащегося в педагогическом процессе; взаимоотношений преподавателя и учащегося; оснащения рабочих мест преподавателя и учащегося. Накопленный опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования позволяет:

·                     Организовывать различные исследовательские работы;

·                     Обеспечивать оперативно консультационную помощь из научно-методических центров вузов всем обучающимся;

·                     Создавать сеть дистационного обучения и повышения квалификации кадров;

·                     Формировать коммуникативные навыки, культуру общения, а также навыки исследовательской работы, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;

Развивать умения и навыки «добывать» информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, хранить ее и передавать на дальние расстояния своим партнерам.

Средства компьютерной телекоммуникации позволяют обеспечить учебный процесс учебно-методическим материалом, обратной связью между преподавателем и учащимся, доступам к отечественным и зарубежным информационным системам, доступом к электронным библиотекам. Такие функции средств телекоммуникации в учебном процессе обеспечиваются наличием определенных дидактических свойств.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зеер Э.Ф. Профессиональное образование как фактор развития личности // Психология профессионального развития. - М., 2006. - С. 121-122.

2. Панов В.И. Изменение стратегических ориентирова развития российского образования // Психодидактика образовательных систем. - СПб, 2007. - С. 17-20.

3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности.-Калининград.-2000.

Категория: 2.Апробация современных образовательных технологий | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 1667 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика