УДК 378
РОЛЬ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Г.И. Волченкова, преподаватель кафедры технологии машиностроения,
Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК. г.Ливны
Современное общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности.
В процессе профессионального обучения большое значение имеет поиск путей совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов.
Проектирование, изготовление и эксплуатация машин, механизмов, а также современных зданий и сооружений связаны с изображениями: рисунками, эскизами, чертежами. Это ставит перед графическими дисциплинами ряд важных задач в подготовке высококвалифицированных специалистов. Их решение обеспечить будущим бакалаврам и инженерам знание общих методов: построения и чтения чертежей; решения большого числа разнообразных инженерно- геометрических задач, возникающих в процессе проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации различных технических и других объектов.
Методы начертательной геометрии и инженерной графики необходимы для создания машин, приборов и комплексов, отвечающих современным требованиям точности, эффективности, надежности, экономичности.
Изучение инженерной графики должно быть согласовано с прохождением курса начертательной геометрии. Целесообразно инженерную графику изучать после начертательной геометрии. Должна обеспечиваться непрерывность геометрического и графического образования и преемственность знаний при переходе к профилирующим учебным дисциплинам.
Задача изучения начертательной геометрии сводится к развитию пространственного представления и воображения, конструктивно- геометрического мышления, способностей к анализу и синтезу пространственных форм и отношений.
Инженерная графика дает студентам умения и навыки, позволяющие излагать технические идеи с помощью чертежа, а также понимать по чертежу объекты машиностроения и принцип действия изображаемого технического изделия. Основная цель дисциплины- выработка знаний и навыков, необходимых специалистам для выполнения и чтения технических чертежей, выполнения эскизов деталей, конструкторской и технической документации производства.
Инженерная графика - первая ступень обучения студентов, на которой изучают основные правила выполнения и оформления конструкторской документации. Полное овладение чертежом как средством выражения технической мысли и производственными документами, а также приобретение устойчивых навыков в инженерной графике достигается в результате усвоения комплекса технических дисциплин соответствующего профиля, подкрепленного практикой курсового и дипломного проектирования.
Сегодня потенциально - приоритетными в графической подготовке специалистов являются знания и навыки, связанные с машиной (компьютерной) графикой, умение работать в графических редакторах, разрабатывать чертежи в электронном виде на базе графических информационных технологий последнего поколения. На лекциях используются с помощью мультимедийных средств компьютерные графические иллюстрации, причем не только статические, но и динамические, с вращение моделей, сечением плоскостями и т.д.
На практических занятиях студенты знакомятся с графическими системами КОМПАС-3D, широко используемыми для автоматизации проектно- конструкторских работ в различных отраслях промышленности.
При подготовке к выступлению был просмотрен большой материал по значимости графических дисциплин при подготовке специалистов.
В современных условиях с учетом возросшей конкуренции предъявляются все более жесткие требования. Возможности быстрой переквалификации, умение ориентироваться в разнообразной информации во многом определяются фундаментальными знаниями, полученными в вузе.
Значительное сокращение времени на изучение инженерной графики в вузах сказывается отрицательно на профессионально значимых качествах и творческом потенциале будущих инженеров. Компенсировать пробелы в графических знаниях помогают дополнительные занятия.
С целью выявления талантливой молодежи на кафедре ежегодно проводятся олимпиады по инженерной графике.
Рисунок 1 – В ходе олимпиады 2013 и 2014 года
Рисунок 2 – Студенты второго курса в процессе выполнения заданий олимпиады
Успешность деятельности специалиста в будущем определяется не только знаниями и умениями, но и степенью сформированной его профессиональных качеств. Для инженера - это, как правило, инженерно-техническая грамотность, творческий подход к выполняемой работе, развитое пространственное мышление, умение ориентироваться в конструкторской и технологической документации, использование возможностей компьютерной техники, готовность к постоянному самообразованию.
ЛИТЕРАТУРА
- Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студента./ И. Ковалевский: Высшее образование в России № 1, 2000,- 114-115с.
- Коджастирова, Г.М. Словарь по педагогике./ Г.М. Коджастирова, – М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Изд. центр “МарТ”, 2005, – 448 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. – М.: “Академия”, 2005,- – 272 с.
- Педагогические технологии / под общей редакцией В.С. Кукушкина.- М.: ИКЦ “МарТ”: - Ростов н/Д: изд. центр “МарТ”, 2006. – 336 с.
|