Среда, 24.04.2024, 19:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты.

Особенности преподавания специальных дисциплин в условиях модернизации российского образования

УДК 37.018.4-377

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

И.А. Марченкова, преподаватель кафедры «Пищевых биотехнологий и сервиса», Мценский филиал Госуниверситета- УНПК, г. Мценск,

marcheckova@yandex.ru

      Образование — процесс формирования ума, характера и физических способностей личности. Образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому. 

       В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества компетентного специалиста в обществе увеличивается вместе с ростом  человеческого капитала. Основным направлением модернизации современного образования является его переход на многоуровневую модель подготовки выпускников.

       На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого культурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства.                 

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. 

Ключевой задачей на ближайшее будущее является осуществление государственной образовательной политики, главное требование которой – обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения.

Модификация социально-экономических условий диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров. Это возможно достичь путем перехода учебных заведений среднего профессионального образования на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить рост результативности обучения.

 Качество  образования  одно из важных  условий  успешной реализации программы модернизации российского образования.  Модернизация образования — это политическая и общенациональная задача, от решения которой зависит дальнейшее развитие всей страны. Цель модернизации образования — это создание механизма устойчивого развития системы образования на основе обеспечения современного качества образования. Успешная модернизация образования в России возможна только при том условии, если она будет основываться на сохранении его фундаментальности и соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В связи с этим, образование в округе должно быть нацелено на формирование у выпускника школы — будущего специалиста ключевых компетенций, способных удовлетворить запросы работодателя, и здесь основная миссия возлагается на инновационные вузы, к которым можно причислить и Мценский филиал Госуниверситета - УНПК.  Однако сегодня демографический подъем ставит перед учебным заведением приоритетную задачу — подготовку высококвалифицированных специалистов в области хлебопекарного, кондитерского и макаронного производства, причем, специалистов новой формации, полностью удовлетворяющих запросам современного общества, легко адаптирующихся в мобильно изменяющейся экономике региона Орловской области.

Первостепенными  задачами, которые стоят сегодня перед системой образования в Орловской области, безусловно, является ориентация на подготовку человека, который способен самостоятельно принимать решения, точно, эффективно, разумно действовать в постоянно изменяющемся мире. Такими способностями может владеть только сформировавшаяся личность. Образованный человек отличается от необразованного человека тем, что продолжает считать  своё  образование  недостаточным.

         Для подготовки таких  специалистов необходимо создание иных, чем были ранее, условий для получения образования, иного построения образовательного процесса. Очевидно что, одним из условий качественной подготовки студентов в современных учебных заведениях  является постоянное совершенствование технологии обучения в соответствии с инновациями в области информационных, коммуникационных и педагогических технологий.

Сегодня общество требует от выпускника умений решать проблемы самостоятельно, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, чтобы найти свое место в жизни и быть успешным на всем ее протяжении. Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности работающих в нем профессиональных специалистов, поэтому становление профессиональной компетентности преподавателя является одним из наиболее актуальных вопросов образовательных систем во всем  мире.  Так как мы живем в динамично меняющемся мире и начало XXI века ознаменовано эрой информационно-коммуникационных технологий.

Работа Мценского филиала Госуниверситета - УНПК в условиях стандартизации образования подтверждает, что качественная реализация федеральных образовательных  стандартов третьего поколения  требует высокого профессионализма кадров. Главная роль в обеспечении качества образования принадлежит педагогическому  персоналу: качество подготовки специалиста обусловлено качеством преподавания. Преподаватель, выступающий центральной фигурой в образовании, реализует образовательную программу в процессе обучения, а также принимает участие в формировании  и обновлении содержания образования. Непосредственно он создает будущего специалиста как конкурентоспособного работника, как личность, способную к саморазвитию. В рамках преподавания специальных дисциплин на первый план выходят активные методы обучения (проблемные лекции, конференции, кейс-метод, деловые игры и др.), которые предполагают самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности и непрерывный контроль усвоения учебного материала.

Формирование и развитие навыков аналитического мышления и творческого подхода к решению практических задач производства хлеба, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий должно начинаться уже при изучении общепрофессиональных дисциплин (решение ситуационных задач, обучающие деловые игры).

Образовательные технологии должны быть ориентированы на формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся. В связи с этим возрастает роль и значение использования  в учебном процессе информационных  компьютерных технологий при изучении предметов специальных дисциплин. Особое место в преподавании специальных дисциплин занимают видеоматериалы, которые используются на лекциях с разбором конкретных ситуаций. 

Одним из путей реализации задачи по использованию информационных технологий является разработка мультимедийной презентации для уроков специальных дисциплин.  Для повышения мотивации к более глубокому освоению профессиональных компетенций студентов при разработке курсовых работ по специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» предлагается использовать мультимедийную презентацию и защиту сопровождать ею. На уроках эффективно используются ресурсы Интернета. Они помогают обеспечить углубленное изучение программного материала и позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс. При использовании Интернет – ресурсов развиваются такие общие компетенции, как профессиональная память, мышление, мобильность, владение информацией, готовность к сотрудничеству, взаимопомощь, взаимовыручка. Как показывает практика, использование информационных компьютерных технологий при преподавании специальных дисциплин значительно усиливает у  студентов   интерес к обучению,  повышает качество усвоения учебного материала, активизирует мыслительную и познавательную  деятельность, актуализирует зрительную и логическую память.

В последнее  время  немаловажной частью деятельности Мценского филиала Госуниверситета - УНПК стала исследовательская и инновационная работа. Заключаются договоры о взаимном сотрудничестве с предприятиями, организациями.

Исследовательская и инновационная работа направлена на самостоятельность, у них выявляется исследовательский интерес и умения. Научно-исследовательская работа студентов проводимая в Мценском филиале Госуниверситета- УНПК формирует у них навыки решения новых задач, развивает профессиональные интересы и творчество. В исследовательской деятельности студент выходит за рамки образовательного стандарта, глубже понимает теоретические положения, лучше представляет их прикладное значение, осмысливает перспективы и принимает ценности своего профессионально- личностного развития.

Таким образом, широкое использование в учебном процессе активных методов обучения при изучении специальных дисциплин развивает аналитическое мышление студентов, творческий подход к решению поставленной проблемы, осознанное и более полное усвоение теоретического материала, мотивацию к поиску решения проблемы.  Позволяет готовить квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области хлебопекарного, кондитерского и макаронного производства, способных принимать оптимальные оперативные  решения.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования / М. В. Кларин. – Рига: Эксперимент, 1995. - 176 с.

2. Советский энциклопедический словарь. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1981. — 1600 с.

Категория: 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 2391 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика