Пятница, 26.04.2024, 01:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 4. Использование технических средств и программного обеспечения в образовательном процессе.

Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Е.М.Харькова, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны

 

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-е гг.), а также "педагогики – сотрудничества” (70-80-е гг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других.

Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия ХХв. там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в преподавании.

Исследования, проведенные в 80-х гг. национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют резко увеличить процент усвоения материала, наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 5%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму».

Интерактивный режим работы подразумевает взаимодействие преподавателя и обучающегося, при котором преподаватель на каждое свое действие получает адекватный ответ со стороны обучающихся.

Основное значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.

Повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.

Развитие навыков анализа критичности мышления,  взаимодействия, коммуникации.

Саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Чтобы применять интерактивные методы, преподаватель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения. Освоение проблемно-поисковых методов – основа организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а, следовательно, и основа интерактивного обучения. При  интерактивном обучении важно научить учащихся работать во всем цикле:

– поиск и вычленение ведущих проблем;

– выстраивание проблем по степени значимости;

– анализ проблем;

– определение целей, задач  направлений деятельности;

– наработка возможных вариантов решений;

– выбор наилучших решений;

– определение механизма решения проблем;

– составление программы и плана работы.

Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно - ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Существует несколько методов активизации познавательной деятельности учащихся:

1. Применение нетрадиционных форм урока: Наиболее распространенные: уроки-погружения, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки поиска истины и т.д. Практиковать такие уроки следует всем педагогам, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, водить их в систему нецелесообразно из-за отсутствия серьезного познавательного труда.

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий:

Интегрированные, объединенные единой темой или проблемой.

Комбинированные, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.

Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного и творческого труда.

Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя)

3. Применение игровых форм, методов и приемов обучения:

4.Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных  и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Виды ситуаций:

Ситуация выбора, когда нужно из имеющихся уже решений выбрать правильное.

Ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных.

Ситуация-конфликт которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей.

Ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей необычностью.

Ситуация-предложение, когда преподаватель вовлекает учащихся в активный поиск новых закономерностей.

Ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какого-либо решения.

5.Использование всех форм учебной работы учащихся:

Формы учебной работы: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, бригадные, парные.

У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития обусловлена желанием стать более успешным.

Выделяют 4 группы методов мотивации:

Эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задании. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование умения осуществлять рефлексию, прогнозирование будущей деятельности.

Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Достаточно сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса

Чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес, необходимо использование интерактивных форм и методов обучения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Ануфриев Б.Ф. Современные интерактивные методы обучения экономистов и менеджеров-http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2003 /6/127.html

3.Интерактивные методы обучения http://www.sportedu.by/Student/ Student.phpind=8

4.Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.

5 Макарова Е.Л. Использование интерактивных форм обучения для повышения эффективности образовательного процесса http://www.smtueco.ru /en/items/interactive-forms-of-learning

6.Методы обучения http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения

7.Суворова Н. "Интерактивное обучение: Новые подходы" М., 2005.

8.Федеральные государственные образовательные стандарты http://mon.gov.ru/dok/fgos/

Категория: 4. Использование технических средств и программного обеспечения в образовательном процессе. | Добавил: Zvyagina (12.04.2013)
Просмотров: 3353 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика