ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ
ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Е.М.Харькова, преподаватель,
Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны
В России использование активных и интерактивных
методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный,
лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики).
Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-е гг.),
а также "педагогики – сотрудничества” (70-80-е гг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой
и других.
Особо интересен для нас и опыт американских коллег,
поскольку в последние десятилетия ХХв. там проводились многочисленные
эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов. Все эти
методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в
преподавании.
Исследования, проведенные в 80-х гг. национальным
тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют
резко увеличить процент усвоения материала, наименьший процент усвоения имеют
пассивные методики (лекция 5%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные
(дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других,
или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай
сделать - и я пойму».
Интерактивный режим работы подразумевает
взаимодействие преподавателя и обучающегося, при котором преподаватель на
каждое свое действие получает адекватный ответ со стороны обучающихся.
Основное значение интерактивных форм и
методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших
образовательных целей:
– Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых
предметов.
– Повышение уровня активности и
самостоятельности учащихся.
– Развитие навыков анализа критичности
мышления, взаимодействия, коммуникации.
– Саморазвитие и развитие, благодаря
активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и
другими участниками образовательного процесса.
Чтобы применять интерактивные методы,
преподаватель должен научиться работать в режиме творческого развивающего
обучения. Освоение проблемно-поисковых методов – основа организации
творческо-исследовательской деятельности учащихся, а, следовательно, и основа
интерактивного обучения. При
интерактивном обучении важно научить учащихся работать во всем цикле:
– поиск и вычленение ведущих проблем;
– выстраивание проблем по степени
значимости;
– анализ проблем;
– определение целей, задач направлений деятельности;
– наработка возможных вариантов решений;
– выбор наилучших решений;
– определение механизма решения проблем;
– составление программы и плана работы.
Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно
- ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение
в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного
процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения,
лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Существует несколько методов активизации
познавательной деятельности учащихся:
1. Применение
нетрадиционных форм урока: Наиболее распространенные: уроки-погружения,
уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки взаимообучения учащихся,
уроки поиска истины и т.д. Практиковать такие уроки следует всем педагогам, но
превращать нестандартные уроки в главную форму работы, водить их в систему
нецелесообразно из-за отсутствия серьезного познавательного труда.
2. Использование
нетрадиционных форм учебных занятий:
– Интегрированные, объединенные единой темой
или проблемой.
– Комбинированные, способствующие длительной
концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.
– Проектные занятия, направленные на
воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного и творческого труда.
Проектная работа может быть этапом урока,
отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день,
проектная неделя)
3. Применение
игровых форм, методов и приемов обучения:
4.Широкое применение проблемно-задачного
подхода (системы познавательных и
практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Виды ситуаций:
– Ситуация выбора, когда нужно из имеющихся
уже решений выбрать правильное.
– Ситуация-неопределенность, когда возникают
неоднозначные решения ввиду недостатка данных.
– Ситуация-конфликт которая содержит в своей
основе борьбу и единство противоположностей.
– Ситуация-неожиданность, вызывающая
удивление у обучаемых своей необычностью.
– Ситуация-предложение, когда преподаватель
вовлекает учащихся в активный поиск новых закономерностей.
– Ситуация-опровержение, если необходимо
доказать несостоятельность какого-либо решения.
5.Использование всех форм учебной работы учащихся:
Формы учебной работы: коллективные, групповые,
индивидуальные, фронтальные, бригадные, парные.
У учащихся может и должна быть
сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и
умений. Мотивация саморазвития обусловлена желанием стать более успешным.
Выделяют 4 группы методов мотивации:
– Эмоциональные: поощрение,
создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий,
удовлетворение желания быть значимой личностью.
– Познавательные: опора на жизненный
опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к
поиску альтернативных решений, выполнение творческих задании. Волевые:
информирование об обязательных результатах, формирование ответственного
отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей
деятельности, формирование умения осуществлять рефлексию, прогнозирование
будущей деятельности.
– Социальные: развитие желания
быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и
сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация
само- и взаимопроверки.
Достаточно сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них
являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных
методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и
преподавателя, их вкуса
Чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и
добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся,
познавательный интерес, необходимо использование интерактивных форм и методов
обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Ануфриев Б.Ф.
Современные интерактивные методы обучения экономистов и менеджеров-http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2003
/6/127.html
3.Интерактивные методы обучения http://www.sportedu.by/Student/
Student.phpind=8
4.Краевский В. В., Хуторской А. В.
Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
5 Макарова Е.Л. Использование
интерактивных форм обучения для повышения эффективности образовательного
процесса http://www.smtueco.ru
/en/items/interactive-forms-of-learning
6.Методы обучения http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения
7.Суворова Н. "Интерактивное
обучение: Новые подходы" М., 2005.
8.Федеральные государственные образовательные
стандарты http://mon.gov.ru/dok/fgos/
|