УДК 37.013.32
ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС-3
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.Р.Бондарева, зав. кафедрой «Менеджмент», Ю.В.Колосова,
преподаватель,
ТИ Госуниверситет-УНПК, ФСПО, г. Орел
Современная экономика ориентирована на кадры, не
только обладающие глубокими знаниями в профессиональной сфере, но и умеющие
работать в команде, владеющие современными технологиями. В связи с этим выдвигаются такие требования,
как инновационное образование, интегрированное с научно-исследовательской
деятельностью, междисциплинарность образования, связь обучения с потребностями
бизнеса.
Решить эти проблемы в области среднего
профессионального образования предполагается путём внедрения и реализации нового
поколения государственного стандарта СПО. Государственный образовательный
стандарт третьего поколения ставит задачу формирования у выпускников
универсальных и профессиональных компетенций.
Поэтому профессиональное образования должно
рассматриваться как комплексная система, которая включает: профессиональную
ориентацию, обучение, повышение квалификации.
Подготовка специалистов по новым образовательным
стандартам основана на установление взаимосвязи между тремя основными
субъектами образовательной среды: «Работодатель», «Преподаватель» и «Студент».
Взаимодействие субъектов образовательного процесса понимается как явление
многоаспектное: профессиональное , социальное, психологическое и педагогическое
Идеальная модель взаимодействия субъектов может быть представлена на рис 1.
Рисунок 1 – Идеальная модель взаимодействия субъектов
образовательной среды
Процесс реализация данной модели в реальных условиях
включает ряд противоречий, которые можно
разделить на три группы:
1)
преподаватель
- студент;
2)
работодатель – преподаватель;
3)
студент
- работодатель.
Рассматривая взаимосвязь на уровне взаимоотношений
между преподавателем и студентом
необходимо обратить внимание на следующие моменты: во-первых, не всегда
достаточно высокий уровень школьной подготовки, во-вторых, случайность выбора
абитуриентами будущей профессии ("родители привели", "куда
взяли", "только бы в школе ЕГЭ не сдавать" и т.д.) формирует
незаинтересованность студента к получаемой специальности. И в результате,
поступая на факультет среднего профессионального образования, вчерашний
школьник приступает к овладению специальности, не представляющей для него, в
ряде случаев, интереса. Отсюда низкая мотивация к получению образования,
безразличие ряда будущих студентов к освоению программы по специальности и
многие проблемы, возникающие при обучении на старших курсах. Исходя из этих
условий, выпускник-троечник мало соответствует требованиям работодателя,
выполнению работы по специальности и выходит на рынок труда
неконкурентоспособным. В целом
педагогическое взаимодействие означает взаимную активность субъектов
образовательного процесса- преподавателя и студентов- и включает в себя:
-
продуктивное педагогическое влияние;
-активное
восприятие студентами этого педагогического влияния;
-
усвоение полученной информации, ее персонификацию;
-
собственную активность студента, которая выражается в его отдельных действиях и
влияние как на самого себя, так и на другие субъекты образовательного процесса.
Анализируя взаимосвязь
между преподавателем и работодателем,
можно отметить, что данное взаимодействие практически отсутствует, зачастую это
приводит к возникновению разрыва между теоретическим и практическим обучением. Возникновение
проблем с проведением профессиональных практик для студентов и их дальнейшим
трудоустройством возникли одновременно с разрушением системы базовых
предприятий. Современный работодатель не проявляет личной инициативы и
ответственности за подготовку специалистов. Реалии рыночной экономики диктуют
строжайший дефицит средств предприятия, особенно частного мелкого или среднего,
на подготовку кадров, вероятность трудоустройства которых на эти производства в
будущем низкая. Отсутствует комплексная система взаимодействия предприятий и
учебных заведений, влекущая безответственность последних, их
незаинтересованность в деле организации студенческих практик. Сотрудничество
среднего профессионального образования и производства - необходимость
сегодняшнего времени.
Рассматривая взаимосвязь «студент- работодатель»,
можно сказать, что в этом взаимодействии имеются проблемы, связанные с разными
подходами на систему подготовки специалистов.
В целом современный образовательный процесс- это
процесс взаимных воздействий, взаимных влияний и взаимных изменений его
субъектов..
Исследование данных
взаимодействий позволило нам предложить основные направления по их развитию и
совершенствованию:
- своевременное
определение и оперативная корректировка содержания учебных программ с учётом
требований социально-экономического развития, с тем чтобы ядро профессиональных
компетенций не утрачивало своей актуальности к завершению обучения по
специальности;
- привлечение
работодателей к процессу профессионального образования с начала обучения по
специальности, организация ими ознакомительных и производственных практик на реальных рабочих
местах. Привлечение технической базы предприятий возможно за счёт выполнения
одноразовых работ и мелких заказов, посильно выполнимых студентами в рамках
практики (например, изготовление мелких деталей в учебно-производственных
мастерских будущими технологами, набор документов на компьютере будущими
делопроизводителями и бухгалтерами, создание сайтов для предприятий будущими
программистами и т. д.). И тогда студенты почувствуют реальную связь
выполняемой работы с жизнью;
- привлечение студентов
к участию в разработке инновационных и социальных программ развития
предприятия;
- позиционирование
самого учебного заведения на рынке образовательных услуг видится чрезвычайно
важным для привлечения внимания различных предприятий к нему. С этой целью
возможно представлять рекламные материалы о направлениях подготовки
специалистов учебным заведением, предполагается выход с ним на выставки (проводимые как в Москве, так и
на территории всей России) товаров и услуг предприятий тех отраслей
производства, по которым осуществляется подготовка учебным заведением будущих
специалистов;
- в рамках студенческого
самоуправления актуальным, будет рассмотреть идею создания клуба из наиболее активных представителей студентов
старших курсов всех специальностей для проведения маркетинговых исследований
рынка труда не только Орловской области, но и всей России. Целью его работы
должны стать: 1) поиск и изучение предприятий и организаций различных форм
собственности в качестве потенциальных работодателей по территории всей страны,
а возможно и за её пределами; 2) выход на эти предприятия (организация почтовой
рассылки через Интернет) с рекламным материалом собственного ученого заведения
и готовящихся специалистов;
- разработка и внедрении
современных образовательных технологий с с учётом модульно-рейтинговых,
проектных технологий, компетентностного подхода, внедрения активных форм и
методов обучения. Широкое внедрение информационных технологий с точки зрения
обогащения изучаемых дисциплин и профессиональных модулей
практикоориентированным подходом.
Процесс внедрения в действие и реализация ФГОС СПО
нового поколения требует специальной целенаправленной деятельности субъектов
системы среднего профессионального образования. Повышение качества подготовки
современного квалифицированного специалиста обусловлено степенью соответствия
образовательной системы актуальным и перспективным социально-экономическим
потребностям страны, запросам личности, общества и государства.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Курманов А.В.
Становление понятий «модель» и «моделирование» в современной науке и практике // Среднеее профессиональное
образование, 2012, № 1.- С.33-47.
2.
Курманов А.В.
Модель профессиональной компетентности специалиста // Среднее профессиональное
образование, 2011, № 12.- С.23-37.
3.
Острова В.В.,
Шашина И.А. Круглый стол «Образование. Профессия. Карьера» // Среднее
профессиональное образование, 2011, № 8.- С.23-37.
|