Пятница, 29.03.2024, 17:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения

Противоречия и пути взаимодействия основных субъектов образовательной среды в реализации ФГОС-3 среднего профессионального образования

УДК 37.013.32

 

ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС-3

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

С.Р.Бондарева, зав. кафедрой «Менеджмент», Ю.В.Колосова, преподаватель,

ТИ Госуниверситет-УНПК, ФСПО, г. Орел

 

Современная экономика ориентирована на кадры, не только обладающие глубокими знаниями в профессиональной сфере, но и умеющие работать в команде, владеющие современными технологиями.  В связи с этим выдвигаются такие требования, как инновационное образование, интегрированное с научно-исследовательской деятельностью, междисциплинарность образования, связь обучения с потребностями бизнеса.

Решить эти проблемы в области среднего профессионального образования предполагается путём внедрения и реализации нового поколения государственного стандарта СПО. Государственный образовательный стандарт третьего поколения ставит задачу формирования у выпускников универсальных и профессиональных компетенций.

 Поэтому профессиональное образования должно рассматриваться как комплексная система, которая включает: профессиональную ориентацию, обучение, повышение квалификации.

Подготовка специалистов по новым образовательным стандартам основана на установление взаимосвязи между тремя основными субъектами образовательной среды: «Работодатель», «Преподаватель» и «Студент». Взаимодействие субъектов образовательного процесса понимается как явление многоаспектное: профессиональное , социальное, психологическое и педагогическое Идеальная модель взаимодействия субъектов может быть представлена на рис 1.

 

Рисунок 1 – Идеальная модель взаимодействия субъектов образовательной среды

Процесс реализация данной модели в реальных условиях включает ряд  противоречий, которые можно разделить на три группы:

1)     преподаватель - студент;

2)     работодатель  – преподаватель;

3)     студент - работодатель.

 Рассматривая   взаимосвязь на уровне взаимоотношений между   преподавателем и студентом необходимо обратить внимание на следующие моменты: во-первых, не всегда достаточно высокий уровень школьной подготовки, во-вторых, случайность выбора абитуриентами будущей профессии ("родители привели", "куда взяли", "только бы в школе ЕГЭ не сдавать" и т.д.) формирует незаинтересованность студента к получаемой специальности. И в результате, поступая на факультет среднего профессионального образования, вчерашний школьник приступает к овладению специальности, не представляющей для него, в ряде случаев, интереса. Отсюда низкая мотивация к получению образования, безразличие ряда будущих студентов к освоению программы по специальности и многие проблемы, возникающие при обучении на старших курсах. Исходя из этих условий, выпускник-троечник мало соответствует требованиям работодателя, выполнению работы по специальности и выходит на рынок труда неконкурентоспособным.  В целом педагогическое взаимодействие означает взаимную активность субъектов образовательного процесса- преподавателя и студентов- и включает в себя:

- продуктивное педагогическое влияние;

-активное восприятие студентами этого педагогического влияния;

- усвоение полученной информации, ее персонификацию;

- собственную активность студента, которая выражается в его отдельных действиях и влияние как на самого себя, так и на другие субъекты образовательного процесса.

Анализируя взаимосвязь между преподавателем и  работодателем, можно отметить, что данное взаимодействие практически отсутствует, зачастую это приводит к возникновению разрыва между теоретическим и практическим обучением. Возникновение проблем с проведением профессиональных практик для студентов и их дальнейшим трудоустройством возникли одновременно с разрушением системы базовых предприятий. Современный работодатель не проявляет личной инициативы и ответственности за подготовку специалистов. Реалии рыночной экономики диктуют строжайший дефицит средств предприятия, особенно частного мелкого или среднего, на подготовку кадров, вероятность трудоустройства которых на эти производства в будущем низкая. Отсутствует комплексная система взаимодействия предприятий и учебных заведений, влекущая безответственность последних, их незаинтересованность в деле организации студенческих практик. Сотрудничество среднего профессионального образования и производства - необходимость сегодняшнего времени.

Рассматривая взаимосвязь «студент- работодатель», можно сказать, что в этом взаимодействии имеются проблемы, связанные с разными подходами на систему подготовки специалистов.

В целом современный образовательный процесс- это процесс взаимных воздействий, взаимных влияний и взаимных изменений его субъектов..

Исследование данных взаимодействий позволило нам предложить основные направления по их развитию и совершенствованию:

- своевременное определение и оперативная корректировка содержания учебных программ с учётом требований социально-экономического развития, с тем чтобы ядро профессиональных компетенций не утрачивало своей актуальности к завершению обучения по специальности;

- привлечение работодателей к процессу профессионального образования с начала обучения по специальности, организация ими ознакомительных и  производственных практик на реальных рабочих местах. Привлечение технической базы предприятий возможно за счёт выполнения одноразовых работ и мелких заказов, посильно выполнимых студентами в рамках практики (например, изготовление мелких деталей в учебно-производственных мастерских будущими технологами, набор документов на компьютере будущими делопроизводителями и бухгалтерами, создание сайтов для предприятий будущими программистами и т. д.). И тогда студенты почувствуют реальную связь выполняемой работы с жизнью;

- привлечение студентов к участию в разработке инновационных и социальных программ развития предприятия;

- позиционирование самого учебного заведения на рынке образовательных услуг видится чрезвычайно важным для привлечения внимания различных предприятий к нему. С этой целью возможно представлять рекламные материалы о направлениях подготовки специалистов учебным заведением, предполагается выход с ним  на выставки (проводимые как в Москве, так и на территории всей России) товаров и услуг предприятий тех отраслей производства, по которым осуществляется подготовка учебным заведением будущих специалистов;

- в рамках студенческого самоуправления актуальным, будет рассмотреть идею создания клуба  из наиболее активных представителей студентов старших курсов всех специальностей для проведения маркетинговых исследований рынка труда не только Орловской области, но и всей России. Целью его работы должны стать: 1) поиск и изучение предприятий и организаций различных форм собственности в качестве потенциальных работодателей по территории всей страны, а возможно и за её пределами; 2) выход на эти предприятия (организация почтовой рассылки через Интернет) с рекламным материалом собственного ученого заведения и готовящихся специалистов;

- разработка и внедрении современных образовательных технологий с с учётом модульно-рейтинговых, проектных технологий, компетентностного подхода, внедрения активных форм и методов обучения. Широкое внедрение информационных технологий с точки зрения обогащения изучаемых дисциплин и профессиональных модулей практикоориентированным подходом.

Процесс внедрения в действие и реализация ФГОС СПО нового поколения требует специальной целенаправленной деятельности субъектов системы среднего профессионального образования. Повышение качества подготовки современного квалифицированного специалиста обусловлено степенью соответствия образовательной системы актуальным и перспективным социально-экономическим потребностям страны, запросам личности, общества и государства.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Курманов А.В. Становление понятий «модель» и «моделирование» в современной  науке и практике // Среднеее профессиональное образование, 2012, № 1.- С.33-47.

2.                 Курманов А.В. Модель профессиональной компетентности специалиста // Среднее профессиональное образование, 2011, № 12.- С.23-37.

3.                 Острова В.В., Шашина И.А. Круглый стол «Образование. Профессия. Карьера» // Среднее профессиональное образование, 2011, № 8.- С.23-37.

 

Категория: 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 4448 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика