Четверг, 25.04.2024, 20:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 2.Апробация современных образовательных технологий

Модульно-компетентностный подход как основа профессиональной подготовки специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения

УДК 377.6

 

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Л.П. Лысенко, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета - УНПК, г.Ливны

 

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся. В связи с этим актуально стремление повышать качество обучения и переходить от отдельных частных методик на современные педагогические технологии.

Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.

Актуальность рассматриваемого вопроса определяется тем, что реализация ФГОС СПО нового поколения может быть затруднена как узким пониманием модуля исключительно как учебного, так и объективным требованием значительных ресурсов на подготовку кадров, способных работать в рамках данного подхода.

Модульная структура состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями.

В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции.

В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений.

Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает следующие работы (Рисунок 1).

 

Рис. 1 - Реализация модульно-компетентностного обучения в рамках

ФГОС СПО

В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов профессиональной деятельности, которое позволяет осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.

Рассмотрим характерные признаки профессиональных модулей, определённые ФГОС СПО, на примере специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в таблице 1.

 

Таблица 1. Основные признаки профессиональных модулей (на примере специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»)

Признаки ПМ

Характеристика, примечание

Смысловая завершенность, операционная обособленность ПМ

Выпускник-бухгалтер должен быть готов к следующим видам деятельности: документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации (ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации; проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; составление и использование бухгалтерской отчетности; выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих)

Наличие отчетливой структурной оболочки ПМ, внутри которой имеются все компоненты учебного цикла от дидактической цели до методики контрольно-оценочных процедур

Помимо требований к знаниям, умениям и практическому опыту, в стандартах определен также перечень формируемых в процессе изучения модуля компетенций

Междисциплинарный характер с привлечением материала учебных дисциплин, имеющих прямое отношение к осваиваемому локальному элементу избранной сферы деятельности

Например, в рамках ПМ «Составление и использование бухгалтерской отчетности» предусмотрено объединение двух дисциплин в один междисциплинарный курс (МДК): «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» и «Анализ финансового состояния организации»

Наличие рекомендаций по технологии освоения ПМ с учетом интегративного вида различных работ: с преподавателями, в учебной группе, индивидуально

Взаимодействие преподавателей разных МДК: бинарные и интегрированные уроки, тематические конференции, изучение материала в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией и т. п.

Включение методических советов по конкретным вопросам реализации модуля

Например: «Оценка освоения ПМ», «Построение и реализация индивидуальной образовательной траектории студента как средство повышения эффективности освоения ПМ» и пр.

Сопровождение модуля перечнем учебной и специальной литературы с указанием изданий

Важно организовать и координировать работу по созданию учебно-методических пособий и методических рекомендаций, электронных средств обучения для образовательного процесса

Следствие изучения каждого ПМ - овладение способами выполнения отдельного производственного задания или операции в сочетании с локальной порцией знаний

Это также соотносится с формированием соответствующих компетенций будущего бухгалтера, отражённых в ФГОС СПО

 

Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает:

¾              предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин,

¾              установление возможных образовательных траекторий в рамках профессионального модуля,

¾              разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы учебного заведения,

¾              повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению;

¾              ведение административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др.

Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля.

Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Общие принципы и правила технологии преподавания разработаны на основе педагогического опыта мастеров-новаторов. Одна из особенностей педагогической технологии заключается в том, что любая технология, её разработка и применение требуют высокой активности педагога и обучающихся. Всё это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов учреждений СПО.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.-23 июля

2. Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. – СПб., 2009.

3. Методические рекомендации: По анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. – С-Пб, ГОУ ИПК СПО, 2010. – 63с.

4. Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов шестой международной научно-методической конференции, 2 – 5 февраля 2009 года. В 2-х частях. Часть 1. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ – УПИ», 2009. 416 с.

Категория: 2.Апробация современных образовательных технологий | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 9363 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика