УДК 377.6
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО
ПОКОЛЕНИЯ
Л.П. Лысенко, преподаватель,
Ливенский филиал Госуниверситета - УНПК, г.Ливны
Внедрение в образовательный процесс
современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует
более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня
каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного
процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся. В связи
с этим актуально стремление повышать качество обучения и переходить от
отдельных частных методик на современные педагогические технологии.
Принципиальное отличие нового стандарта в
том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В
качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие
компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей
профессионального обучения. Под обучением, основанном на компетенциях,
понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации
умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной
трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является
ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на
компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ,
которые требуют серьёзного методического осмысления.
Актуальность рассматриваемого вопроса
определяется тем, что реализация ФГОС СПО нового поколения может быть
затруднена как узким пониманием модуля исключительно как учебного, так и
объективным требованием значительных ресурсов на подготовку кадров, способных
работать в рамках данного подхода.
Модульная структура состоит из
взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и
подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота,
нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному
сочетанию с другими модулями.
В рамках ФГОС СПО под
модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний,
отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен
соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную
часть более общей функции.
В содержании
профессионального образования именно модуль как новая структурная единица
занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения
формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих
профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего,
приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые
умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность
позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим
модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в
российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, ориентированного,
прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений.
Реализация модульно-компетентностного
обучения предполагает следующие работы (Рисунок 1).
Рис. 1 - Реализация модульно-компетентностного
обучения в рамках
ФГОС СПО
В рамках модулей
осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и
практических аспектов профессиональной деятельности, которое позволяет
осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете,
приводит к повышению мотивации обучающихся.
Рассмотрим характерные признаки
профессиональных модулей, определённые ФГОС СПО, на примере специальности 080114
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в таблице 1.
Таблица 1. Основные признаки
профессиональных модулей (на примере специальности 080114 «Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям)»)
Признаки
ПМ
|
Характеристика,
примечание
|
Смысловая
завершенность, операционная обособленность ПМ
|
Выпускник-бухгалтер
должен быть готов к следующим видам деятельности: документирование
хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
(ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение
работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;
проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; составление и
использование бухгалтерской отчетности; выполнение работ по одной или
нескольким профессиям рабочих, должностям служащих)
|
Наличие
отчетливой структурной оболочки ПМ, внутри которой имеются все компоненты
учебного цикла от дидактической цели до методики контрольно-оценочных
процедур
|
Помимо
требований к знаниям, умениям и практическому опыту, в стандартах определен
также перечень формируемых в процессе изучения модуля компетенций
|
Междисциплинарный
характер с привлечением материала учебных дисциплин, имеющих прямое отношение
к осваиваемому локальному элементу избранной сферы деятельности
|
Например, в
рамках ПМ «Составление и использование бухгалтерской отчетности»
предусмотрено объединение двух дисциплин в один междисциплинарный курс (МДК):
«Бухгалтерская (финансовая) отчетность» и «Анализ финансового состояния
организации»
|
Наличие
рекомендаций по технологии освоения ПМ с учетом интегративного вида различных
работ: с преподавателями, в учебной группе, индивидуально
|
Взаимодействие
преподавателей разных МДК: бинарные и интегрированные уроки, тематические
конференции, изучение материала в соответствии с индивидуальной
образовательной траекторией и т. п.
|
Включение
методических советов по конкретным вопросам реализации модуля
|
Например:
«Оценка освоения ПМ», «Построение и реализация индивидуальной образовательной
траектории студента как средство повышения эффективности освоения ПМ» и пр.
|
Сопровождение
модуля перечнем учебной и специальной литературы с указанием изданий
|
Важно
организовать и координировать работу по созданию учебно-методических пособий
и методических рекомендаций, электронных средств обучения для образовательного
процесса
|
Следствие изучения
каждого ПМ - овладение способами выполнения отдельного производственного
задания или операции в сочетании с локальной порцией знаний
|
Это также
соотносится с формированием соответствующих компетенций будущего бухгалтера,
отражённых в ФГОС СПО
|
Перестройка учебного процесса на принципах
модульности предполагает:
¾
предварительное
глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных
программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин,
¾
установление
возможных образовательных траекторий в рамках профессионального модуля,
¾
разработку
системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного
обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы учебного
заведения,
¾
повышение
квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного
подхода к обучению;
¾
ведение
административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих
современной перестройке учебного процесса и др.
Таким образом, модуль как целевой функциональный узел
программы профессиональной подготовки специалистов характеризуется
законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных
модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные,
методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также
теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего
образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической
структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного
материала, методического руководства и системы контроля.
Современный подход к преподаванию заключается в
построении его на технологической основе. Общие принципы и правила технологии
преподавания разработаны на основе педагогического опыта мастеров-новаторов. Одна
из особенностей педагогической технологии заключается в том, что любая
технология, её разработка и применение требуют высокой активности педагога и обучающихся.
Всё это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить
качество профессиональной подготовки студентов учреждений СПО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный
образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный
ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.-23 июля
2. Колесникова И. А. Теория и практика
модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения:
учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. – СПб.,
2009.
3. Методические рекомендации: По анализу
профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ,
основанных на компетенциях: методические рекомендации. – С-Пб, ГОУ ИПК СПО,
2010. – 63с.
4. Новые
образовательные технологии в вузе: сборник материалов шестой международной
научно-методической конференции, 2 – 5 февраля 2009 года. В 2-х частях. Часть
1. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ – УПИ», 2009. 416 с. |